Рисуем яблоко цветными карандашами
На этом уроке я предлагаю вам открыть для себя мир цветных карандашей, их использование и смешение цветов, позволяющее сделать рисунок живым. Кроме того, мы попробуем научиться наблюдать за предметом, понимать его различные детали, формы, цвета, тени и материал.
Преимущество цветного карандаша состоит в том, что он прост в использовании, не нуждается в предварительной подготовке, дополнительных продуктах, сушке или чистке. Кроме того, он позволяет играть с эффектами штриховки и растушевки.
1. ВЫБОР ФОТОГРАФИИ
Выбранная фотография должна изображать «предмет», который мы собираемся нарисовать. Этот «предмет» должен быть подчеркнут: правильным освещением (для игры света и тени),перспективой (как минимум, передний и задний план, чтобы мы могли показать «расположение» нашего «предмета» в пространстве).
Итак, я предлагаю вам вот эту фотографию, сделанную зимним днем в горах. Очень важно отметить, что в зависимости от сезона, времени суток и окружающей среды свет и цвет меняются, заставляя меняться и сам «предмет».
2. МАТЕРИАЛЫ
Бумага:
для этой работы я выбираю блокнот CANSON, вторичная бумага, 160гр, формат 30 x 42 см
Подсказка: для цветных карандашей выбор бумаги очень важен. Старайтесь избегать слишком гладкую или слишком тонкую бумагу, так они слишком быстро насыщаются карандашом.
Эскиз:
1 – автоматический карандаш HB со стержнем 0.5 мм, но вы можете взять и деревянный хорошо заточенный карандаш HB или H (старайтесь не выбирать слишком мягкие),
2 - клячка,
3 – белая стирательная резинка (если вы считаете, что она вам понадобится),
4 – лист чистой бумаги, чтобы защитить работу,
5 - «линейка» чтобы замерять основные элементы рисунка (в данном случае, это простая полоска из картона).
Подсказка: что касается бумаги, которой вы будете защищать свою работу и на которую будете упираться рукой, то нужно регулярно очищать ту сторону, которая соприкасается с рисунком или время от времени меняйте лист. Осторожно двигайте рукой, чтобы избежать лишних трений между бумагой и рисунком, так как можете его запачкать или растереть.
Цветная часть рисунка:
6 – хорошо заточенные карандаши. Я использую Permanent Colour Pablo фирмы Caran d’Ache. Они очень приятны в работе и подходят практически для любой бумажной поверхности.
2 – клячка (таже что и для эскиза),
7 – бумажная салфетка для растушевки (лучше несколько штук для более чистой работы),
8 -точилка; у меня она механическая. Ее преимущество состоит в том, что она равномерно прокручивает карандашам, что позволяет избежать его повреждения.
Для закрепления цвета я использую самый дешевый лак для волос.
Цвета, использованные в уроке:
(я постаралась разложить мою палитру как можно более понятно)
a) светло-желтый (для яблока),
b ) неаполитанский желтый (для яблока)
c) желтый (для яблока),
d) оранжево-красный (для яблока),
e) киноварь(для яблока),
f) индийский красный (для яблока и веток),
g) карминовый (для яблока),
h) бордо ( для яблока и листьев),
i) темно-карминовый (для яблока),
j) светлая охра (для яблока и листьев),
k) охра (для яблока и листьев),
l) бежево-серый (для веток),
m) коричневый Ван Дайка (для теней),
n) сепия (для теней),
o) зеленый хаки (для листьев),
p) цвет зеленого мха (для листьев),
q) оливково-коричневый (для теней яблока и для листьев),
r) хвойный (для листьев),
s) сине-зеленый (для листьев),
t) бирюзовый (для неба),
u) светло-голубой (для неба),
v) лавандовый (для неба).
3. ПОДГОТОВКА РАБОЧЕГО МЕСТА
Лично я предпочитаю работать на плоской поверхности (это дело привычки, так как мне нужно ощущение «стабильности» и поскольку я могу время от времени крутить мой рисунок для удобства движения руки). Но если вам удобнее работать на мольберте, то не надо себе в этом отказывать. Словом, выберите то место работы, которое вам будет удобнее.
Перед тем, как начать наносить цвета, постарайтесь тщательно подготовить карандаши, которые вам понадобятся в ходе работы, и рассортируйте их по цветовой гамме (желтые вместе, красные вместе, и т.д., и т.д.). Например, можете положить на какую-нибудь пластиковую тарелку или крышку одну или несколько серий, чтобы не тратить время на поиски цвета, но особенно чтобы избежать их падения (ни для кого не секрет, что это повреждает стержень).
4. ЭСКИЗ
Я предпочитаю работать на зернистой поверхности бумаги, а не на гладкой, поскольку тут мы имеем дело со структурой яблока и листьев, и мы сможем сыграть с этой зернистостью для создания ожидаемых эффектов.
Начнем с того, что начертим контуры всех основных элементов: яблоко и крупные листья. Внимательно следим за тем, чтобы они правильно располагались на бумаге.
Если в дальнейшем вы планируете оформить свою работу, то не забудьте оставить свободные поля вокруг рисунка, чтобы поместить его в паспарту. Это позволит выделить вашу работу и избежать трения рисунка об стекло.
Такой тип рисунка не нуждается в четкой прорисовке эскиза, как это бывает в случае с портретом, но все равно нужно постараться сохранить правильные пропорции всех элементов, не забывая и об их форме (листва, например).
Как следует изучите вашу фотографию, чтобы четко понять: этот лист проходит перед яблоком, тот растет наискосок или сгорблен, из-за чего получается специфическая форма и т.д.
Некоторые элементы не видны глазу целиком, так как частично закрыты другими. Не бойтесь проверять форму того или иного элемента, рисуя его полностью (если его перекрывает другой элемент, то лишние линии в последствии будут стерты).
Не будем сейчас тратить время с такими деталями, как зубчики на листьях. Сейчас мы просто размещаем элементы будущего рисунка на бумаге. Для эскиза штрихи делайте легкими, только для ориентировки (не нажимайте на карандаш, чтобы не продавить бумагу, так как последствия будет необратимыми). В этой работе я не рекомендую вам, чтобы линии построения выходили за пределы цвета. (Бывает, что эскизные линии составляют неотъемлемую часть рисунка, но здесь это не пердвидится).
Если линии вышли яркими, то не бойтесь слегка пройтись по ним клячкой, чтобы сделать еле-видимыми, как это сделала я на фото ниже (на самом деле, линии должны быть еще светлее, я их оставила такими только ради фотографии):
5. ПОДГОТОВКА К НАНЕСЕНИЮ ЦВЕТОВ
Я очень редко использую чистые цвета и добиваюсь результата смешиванием и/или наложением тонов в зависимости от случая, чтобы получить в итоге более живой результат. Для этого, как и для того, чтобы лучше видеть цвета карандашей, я работаю при дневном свете или в очень хорошо освещенном помещении. Нужно рисовать под одним и тем же светом, так как переходя от натурального света к искусственному и обратно, вы не сможете в полной мере оценить свою работу и насыщенность цветов, особенно это касается цветных карандашей.
Подсказка: с этого момента мы больше не будем использовать простую стирательную резинку, только клячку.
Я предлагаю использовать метод наложения цветов, чтобы добиться такого же перехода тонов, как в живописи. Кроме того, рекомендую хорошо наточить карандаши, чтобы использовать как плоскую поверхность грифеля, так и его кончик для более тонких работ.
Двигайтесь карандашом, следуя форму или движение элемента, который мы закрашиваем, тоже касается и растушевки. Более крупные детали закрашивайте боковой частью грифеля, чтобы легче покрыть площадь (лично я предпочитаю широкие круговые штрихи, напоминающие пересекающиеся элипсы). Поднимайте и опускайте грифель согласно желаемой точности.
В зависимости от ожидаемого эффекта, наносите штриховку дальше или ближе друг к другу, узкими или широкими участками, а можно группами точек. Не нажимайте на карандаш, как бы поглаживайте им бумагу (таким образом, пигменты наносятсы со всей осторожностью). Как уже было сказано раньше, накладывайте цвета друг на друга, чтобы получить нужный цвет.
Не забывайте оставить белой бумагу в тех местах, где падает прямой свет, так как закрасить в последствии белым карандашом будет невозможно.
Чтобы вы лучше поняли этапы работы, я предлагаю вам следующую последовательность:
6. ЯБЛОКО
Наносим первый слой светло-желтого цвета (а) на всю поверхность яблока. Делаем это плоской частью грифеля, длинными частыми штрихами. Растушевываем этот цвет таким образом, чтобы затонировать всю поверхность, не оставляя светлых пятен и проглядывающей бумаги, особенно это касается ее выпуклостей, так как она у нас зернистая. Таким же образом, что и раньше накладываем второй слой желтого неаполитанского (b) и третий слой желтого (с), не забывая сохранить световую зону, которая останется светло желтой (а). Также растушевываем эти два слоя.
Теперь наносим нескольно неровных и легких штрихов охрой (k) на нижнюю часть, начиная от светлой зоны, там где проходят венки яблока. Начинаем добавлять яблоку красного. С этого момента растушевывать будем только края яблока, которые более темные в связи с тем, что свет на них не попадает и менее четкие, так как это изгибы фрукта.
Желтый цвет яблока появляется благодаря гранулам бумаги, которые мы закрасили желтым (с). Слегка пробежимся по всему яблоку оранжево-красным (d), чтобы придать объем. Теперь пришло время работы над тональностями, для чего нам понадобятся киновать (е) для левого края, оранжево-красный (d) для низа, карминовый (g) и индийский красный (f) для правого бока.
На левый край наносим полутон, ярким и слегка растушеванным цветом. Штрихи при этом располагаем далеко друг от друга, двигаясь от центра и создавая венки яблока. На нижней части объем создаем несколькими штрихами, следуя изгибам яблока. Справа чередуем два красных: карминовый (g) и индийский (f). (Я выбрала два этих цвета, так как из-за тени листвы и контраста световой зоны, красный становится более холодным).
Теперь мы будем намечать тени и давать объем нашему яблочку (я не хочу использовать черный, так как лучше поиграть с тональностями основных цветов). В следующем порядке мы используем: бордо (h), темно-карминовый (i) и сепию (n). Тени усиливаем постепенно и нежно, избегая слишком явных переломов света. Для тени от листа все обстоит иначе, так как он самостоятельный элемент, поэтому его тень должна быть четко прорисована. Не забываем и о нескольких светлых участках на поверхности яблока, так как они позволяют создать объем.
Наносим цвет от самой темной части к самой светлой, все время следуя форме яблока. Поскольку теперь мы работаем с мелкими деталями, то их лучше рисовать кончиком карандаша, но все также без нажима и чередуя между собой цвета. Что касается тени листа, то его зубчики изображаем как на яблоке, так и на самом крае листа.
Теперь снова возвращаемся к низу яблока. Впадину, а значит и объем, для начала мы создадим одной только сепией (n). Поскольку наше яблоко желтое и красное, то на его нижней части мы наносим несколькимо желтых штрихов, изображая параллельные светлые прожилки, которые нам видные (делаем это даже если предполагается, что эта зона будет в основном красной). Чтобы отделить прожилки, используем оливково-коричневый (q).
Позже мы еще вернемся к яблоку, чтобы подправить цвета, когда разместим листву. На самом деле, соседние цвета визуально будут изменять цвета яблока.
7. ЛИСТВА НАД ЯБЛОКОМ
Для начала, наносим легкий слой светлой охры (j) на все листья (за исключением части 3, правой стороны у части 4 и листа под номером 6 – посмотрите схему на пятом этапе). Делаем это таким же образом, как создавали фон яблока светло-желтым цветом.
Я предлагаю начать с листвы над яблоком, чтобы не сильно испачкать рисунок рукой, поскольку я правша. Сперва изобразим зубчики листьев оливково-коричневым (q) с темной стороны и бирюзовым (t) с внешней (таким образом мы наметим небо). Факт, что мы наметили небо позволит нам избежать некрасивых линий, так как в реальности формы изображены группами цвета, а не линиями. Если нужно, подправляем клячкой.
Подсказка: не бойтесь пользоваться клячкой, чтобы убрать линии от растушевки, которые вышли за края. Для более четких линий используйте хорошо заточенный кончик карандаша, чтобы получить максимальную точность. Но никогда не нажимайте на карандаш, чтобы не повредить бумагу! Это необратимо! Бумага для растушевки должна быть чистой. И не используйте одну и ту же бумагу для разных цветов, это их перемешает и сделает вашу работу неаккуратной.
Все тем же оливково-коричневым (q) начинаем намечать объем листьев. Не забываем оставлять боковые линии и зоны, которые останутся светлыми. Яркости цветов добиваемся, накладывая друг на друга слои цвета.
Напомню, что фотография была сделана зимой, поэтому листва не молодая, а значит нанесем насколько штриховок охрой (k) и бордо (h), причем эти цвета лягут и на светлые зоны, но там мы их растушевывать не будем, чтобы создать эффект прожилок листа.
Теперь увеличиваем интенсивность теней коричневым Ван Дайком (m) и придаем немного блеска зеленым цвета мха (p).
8. ЛИСТВА ПОД ЯБЛОКОМ СЛЕВА
Для этого этапа принцип такой же, как и ранее: накладываем слои небольших штрихов вдоль форм листвы. Растушевывайте с самого начала, чтобы пигмент как следует покрыл бумагу. Сделайте столько слоев, сколько посчитаете необходимым для достижения желаемого эффекта, не забывая оставлять светлые зоны. Чтобы обозначить почти белые линии, используйте клячку, сформировав ее как можно тоньше. Если вы не сильно нажимали на карандаш, то она легко все сотрет.
Сейчас мы находимся в очень темной части, поэтому не будем слишком прорисовывать детали (за исключением светлых мест). Давайте просто попытаемся логично связать эту часть рисунка со всеми остальными. Эта зона достаточно размыта, поэтому очертания листьев лишь угадываются. Мы растушуем те части, которые не выделяются четко и которые находятся в тени с целью выделить несколько видимых частей. Но не забывайте, что даже в тени различные элементы продолжают существовать!
Вернемся к нижним левым листьям зеленым цвета мха (p). Нанесем несколько слоев, чтобы добиться желаемой яркости (в данном случае, светлые зоны позволяют нам создать объем). Намечаем те части, которые будут нарисованы ввиде тени от зубчиков листьев и сами края листьев. Осторожно растушевываем.
(Внимание! Штрихи не должны быть видны – только цветовые пятна своеобразной формы.)
Усиливаем плотность цвета коричневым Ван Дайком ( m); принцип такой же, как и до этого. Теперь добавим немного оливково-коричневого (q) на все нижние листья, включая и тот, что выходит на первый план.
Теперь таким же образом добавим слой сепии (n). Цветом хвои (r) поработаем над листьями с первого плана и нижним. Будьте осторожны, так как он очень яркий. Растушевываем. Не забываем о крупных прожилках, а клячкой создадим несколько тонких.
Теперь возвращаемся к цвету зеленого мха (p). Сначала легко пройдитесь им по всем листьям, чтобы смягчить цвет хвои, затем сделайте несколько прикосновений кончиком карандаша и не растушевывайте. Это создаст ощущение фактуры листа.
Продолжаем работать над фактурой, яркостью и светом. Для этого нанесем сине-зеленый (s) на темные участки (чтобы создать связь, впоследствии можете добавить его на темные участки всех листьев), светлую охру (j) на самые освещенные детали и оливково-коричневый (q) чтобы все это связать между собой. Цвета лучше наносить лекгими и нерегулярными прикосновениями карандаша.
9. ЛИСТ СПРАВА ОТ ЯБЛОКА
Теперь перейдем к листу, растущему справа. Перед тем как начать рисовать, внимательно рассмотрите его. В отличие от верхнего, этот лист расположен прямо, а его прожилки – это тонкие борозды во впадинах, которые и создают эффект объема. Причем, прожилки не представляют собой прямые линии. Эта оговорка может показаться глупой, но в изобразительном искусстве изучение и понимание форм предмета также важны, как и его непосредственное рисование, но зачастую, и к большому сожалению, начинающие художники довольствуются тем, что смотрят на предмет, не видя его. Цель заключается не в том, чтобы изобразить все прожилки с точностью до миллиметра, а в том, чтобы это выглядело как можно более естественно. Тут нам нужно будет показать блеск листа, для чего мы выберем более яркие цвета, а также покажем текстуру листа с правой его части.
Наш лист не абсолютно ровный; левая его часть немного сложена, из-за чего на него падает не прямой свет. Кроме того, она будет менее детализирована, поскольку мы на нее смотрим под углом. Отметим также, что различные оттенки листа перемешиваются между собой. Левую часть мы будем закрашивать маленькими точками. Не бойтесь постоянно сравнивать ваш рисунок с фотографией.
Кончиком карандаша цвета мха (p) намечаем основные линии правой половины листа (края и прожилки). Усиливаем более темные участки кончиком зеленой хвои (r ). Объемы создаем маленькими неровными штрихами. Теперь рисуем основные прожилки слева.
Левую часть закрашиваем зеленым мхом (p) и кончиком хвои (r). Тут можно быть менее точными и создавать цветовые пятна. Наша цель – создать объем листа за счет сгиба и за счет его фактуры
Теперь будем работать над листом с обеих сторон, чтобы звязать их между собой. Для этого нам понадобятся зеленый мох (p) и оливково-коричневый (q). Левую часть слегка растушевываем, но правую не трогаем, чтобы сохранить четкость линий.
Теперь придадим немного блеска с помощью светлой охры (j) и оливково-коричневого (q), особенно с левой части листа, которую мы еще раз растушуем (не забывая о направлении прожилок). На правую часть также нанесем немного светлой охры (j) и темной (k) в области прожилок, чтобы придать им рельефности. Наконец, подчеркнем их и зубчики листа сепией (n).
Несмотря на разницу падающего света между правой и левой половинами, мы все же свяжем эти два зеленых цвета, добавив несколько штрихов зеленой хвои (r ) слева и оливково-коричневого (q) с зеленым мхом (p) справа, чтобы отразить цвет одной половины в другой.