Виды красок
Акварель
Акварельные краски относятся к группе клеевых красок. Название «акварель» происходит от латинского слова «аква» – вода, так как вода является растворителем для этого вида красок. Акварель выпускается в виде туб или кювет. У каждого вида существует конкретный тип использования. На рынке акварель представлена художественными и детскими акварельными красками.
Акварель – краски растворимые в воде, а также вид живописи, основанный на применении этих красок. Произведения, написанные акварельными красками, отличаются чистотой цвета, прозрачностью оттенков, легкостью и воздушностью. Сквозь краски обычно просвечивается фактура и тон основы (обычно это бумага).
В технике акварели принято создавать лирические миниатюры, зарисовки, передающие различные состояния природы. Однако с помощью подобной техники можно писать и более сложные произведения – натюрморты, пейзажи и даже портреты.
При работе с акварелью используется как сухая, так и влажная бумага. Художники иногда пишут на цветной бумаге, но только белая придает произведению блеск и особую, нежную прозрачность.
Гуашь
Масляные краски Гуашь (франц. gouache, от итал. guazzo– водная краска) - краски, в состав которых входят тонко растертые пигменты, водно-клеевое связующее (гуммиарабик, пшеничный крахмал и др.) и белила. Добавление последних делает гуашь непрозрачной и тем самым отличает от акварели.
Полезные советы:
- В виду склонности гуашевых красок к расслоению, их следует тщательно размешивать.
- Краски перед работой следует разводить в отдельных чашечках.
- Хранить гуашь следует в плотно закрытых банках при комнатной температуре, не допуская охлаждения ниже нуля.
- Засохшую гуашь заливают водой или лучше однопроцентным раствором желатинового или столярного клея и растворяют в течение двух-трех суток, после чего тщательно размешивают для получения однородной массы.
- Хранить работы, выполненные гуашью, следует в папках.
- Сворачивать такие работы в трубки нельзя из-за хрупкости красочного слоя.
Масляные краски
Масляные краски производятся из пигментов, перетертых в высыхающем масле. Красочный слой может быть тонким и густым, пастозным, прозрачным и плотным, блестящим и матовым, светлым и очень темным, глубоким по тону. В отличие от акварели или гуаши, цвет масляной краски остается после высыхания неизменным.
Полезные советы:
- В масляной живописи краски высветляются примесью к ним белил.
- Писать маслом можно только по сырому или только по сухому слою краски, но не по полусухому.
- В противном случае живопись потеряет свой цвет, пожухнет.Не рекомендуется смешивать более трех красок, не считая белил.
Темперные краски
По своим свойствам и составу темпера занимает промежуточное положение между клеевыми и масляными красками.
Темперные краски можно разбавлять водой и писать на бумаге, картоне, а также, как маслом, по холсту, загрунтованному эмульсионным грунтом. Темперные краски имеют несомненные достоинства перед масляной техникой. По сравнению с масляными красками, темперные быстро высыхают, по просохшему слою можно повторно писать уже через 24 часа. Однако важно помнить, что после высыхания темперные краски значительно светлеют. Темпера позволяет быстро и широко покрывать в цвете большие участки, лаконично, хотя и несколько условно, передавать теневые и освещенные места предметов, обобщенно решать фон и т.п. Порядок нанесения слоев темперы на прочность живописи не влияет, поэтому живописец получает полную свободу. Темпера широко применялась и применяется в станковой, декоративной и монументальной живописи (росписи плафонов, панно).
К преимуществам темперных красок можно отнести их стойкость: выполненные темперой работы старых мастеров хорошо сохранились до нашего времени.
Существует также ПВА -темпера, которую нельзя смешивать с другими видами темперных красок. Такими красками можно работать не только на бумаге, картоне, фанере, холсте; но и на синтетическом линолеуме, бетоне, штукатурке, стекле.
Полезные советы:
- Для получения более насыщенных по цвету красочных слоев через месяц после окончания письма живопись покрывают одним из покрывных лаков.
- В темперной живописи наиболее яркими выходят те участки, которые прописаны по чистой основе за один прием.
- Чтобы предусмотреть степень высветления красок после высыхания, рекомендуется выполнять цветовые выкраски до начала работы.
Акриловые краски
Акриловыми художественными красками можно работать в традиционных техниках станковой масляной или темперной живописи. Но в отличие от темперы акриловые краски меньше меняют цвет при высыхании и можно работать на более подвижных основах без риска растрескивания пленки.
Полезные советы:
- Учитывая быстроту высыхания, рекомендуется закрывать тюбики сразу после пользования и промывать рабочие инструменты теплой водой.
- На тюбиках красок содержатся указания на степень покрывной способности, светостойкость и применяемый пигмент.
- В некоторых случаях использования акриловых красок требуются дополнительные меры по закреплению рисунка (например, проглаживание утюгом или прогрев стеклянных изделий).
- В случае экстерьерных работ роспись дополнительно защищают покрывными лаками.
Краски по керамике
Роспись по керамике, как правило, выполняется специальными нетекучими и непрозрачными красками. Такие краски позволяют добиться эффекта, так называемой, глазированной керамики. Техника росписи делиться на «холодную» и «горячую».
Витражные краски
Это прозрачные краски для создания эффекта настоящего цветного стекла или витража. Витражные краски для профессионального использования выпускаются двух видов: на водной основе и на основе синтетического растворителя.
Существуют также детские витражные краски для создания аппликаций на гладких поверхностях, в том числе и на стекле.
Детские краски
Качественные детские акварельные краски безопасны для детей, так как их основу составляет раствор безвредного кукурузного клея декстрина и натуральные медсодержащие добавки (патока, сахар).
В отличие от витражных красок для работы взрослых художников и декораторов, детские витражные краски позволяют создавать аппликации многоразового использования. После высыхания готовой картинки вы можете снимать и наклеивать аппликацию на гладкую поверхность несколько раз!
Пастель
Пастель (фр. pastel, от лат. pasta — тесто) - "сухая живопись" мягкими цветными мелками, которые изготовляются из пигментов, мела и связующих. В зависимости от соотношения состава порошка и количества клея можно получить карандаши различной степени мягкости. Пастель используется как для живописи, так и для рисунка. Техника пастели наиболее подходит для тех рисунков, где цвет и атмосфера более важны, чем мелкие детали.
Пастель появилась впервые в искусстве Италии, Франции и Нидерландов.
Как рисовать пастелью:
Пастель довольно проста в применении. Для создания цветных поверхностей достаточно наложить широкие штрихи и растереть пальцами на бумаге. Можно также смешивать два и более цветов, накладывая штрихи боковой поверхностью пастели (разных оттенков) и растирая их полностью или частично. При рисовании пастелью обычно фон и общие детали набирают путем смешивания. А потом, поверх тонкими линиями прорабатывают детали. Детали и тонкие линии также можно прорабатывать пастельными карандашами (пастельные палочки в оболочке из древесины).
Виды пастели:
Есть два основных вида пастели: твердая и мягкая.
Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов. Твердые пастели реже ломаются, т.к. содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.
Бумага для рисования пастелью:
Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценит насыщенность главных цветов.
Три типа бумаги для пастели:
- наждачная бумага – предназначена для художественных работ,
- продается в листах большого формата;пастельная доска – выполняется из крошечных частиц пробки;
- бархатная бумага – имеет бархатистую поверхность.
При работе с такой бумагой мы сможете использовать минимальное количество фиксажа.
Также можно использовать бумагу для акварели. Протонировать акварельную бумагу можно используя чай или кофе.
Исправление рисунка пастелью:
Обычно исправления вносят на ранних стадиях рисунка. Для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. При этом планшет с рисунком надо держать вертикально, это позволит лишним частичкам падать вниз и не втираться в бумагу.
Также используется ластик или кусочек хлеба (белый – без сдобы). Но этот метод неприменим при работе на наждачной и бархатной бумаге.
Лезвием бритвы можно соскоблить тонкие штрихи.
Фиксация рисунка:
Для защиты пастельного рисунка от смазывания и осыпания его надо зафиксировать. Для этого подойдет обычный лак для волос или специальный фиксатор. Будет достаточно пары легких распылений.