Все об искусстве
Абстракционизм (лат. "abstractio" – удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Крайнее проявление модернизма.В живописи России XX века главными представителями абстракционизма были : Василий Кандинский (работавший в Германии, где и создал первые абстрактные композиции), Михаил Фёдорович Ларионов, создавший в 1910-1912гг "лучизм", перспективное направление абстракционизма, пока еще мало известное и, считавший себя основоположником нового типа творчества супрематизма, Казимир Малевич, создатель знаменитого «Чёрного квадрата».Родственным абстракционизму течением является кубизм, стремящийся изобразить реальные объекты множеством пересекающихся плоскостей, создающих образ неких прямолинейных фигур, которые воспроизводят живую натуру. Одними из самых ярких примеров кубизма были ранние работы Пабло Пикассо.
Античное искусство (лат. antiquus - древний) - название появилось в эпоху Возрождения. Объединяет искусство рабовладельческих государств Средиземноморья и Передней Азии (Древняя Греция и эллинистические государства, Древний Рим) в период с I тыс. до н. э. по первую половину I тыс. н. э. В развитии античного искусства выделяются следующие основные этапы: архаика, классика, эллинизм, искусство Древнего Рима, которое также прошло свой путь развития от республиканского периода до эпохи распада Римской империи. Наивысший расцвет античное искусство пережило в V-IV вв. до н. э. (период классики). Из дошедших до наших дней произведений античного искусства лучше всего сохранились разнообразные керамические вазы и скульптура, отличающаяся высоким мастерством исполнения. Воплощенный в мраморе идеал физически совершенного человека стал образцом для мастеров Возрождения и академического направления (академизма) в искусстве.
Барокко (От итал. barocco - причудливый, странный) - один из больших стилей. Главенствовал в архитектуре и искусстве европейских стран конца XVI - середины XVIII в. Родина барокко - Италия, где утверждение нового стиля означало конец Ренессанса с его гармоническим мировосприятием, верой в безграничные возможности человеческого разума и упорядоченность вселенского бытия. Главными характеристиками барокко стали масштабность, обилие декора, бурная динамика, стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера - увеличение размеров помещений с помощью зеркал; высоты залов благодаря живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы. Все это отвечало новой картине мироздания - изменчивой, конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил. Не случайно барокко уходит от ясности и простоты, предпочитая геометрической строгости, прямой линии изысканную кривую; упорядоченному движению - вихреобразное; локальному цвету - мерцающие, меняющиеся под воздействием светотени золотистые тона или яркие, праздничные, неожиданно дисгармоничные в своем победном звучании. Барокко поражает эффектными интерьерами, напоминающими театральные декорации, контрастным сочетанием использованных для их отделки материалов и фактур, а порой и шокирующим включением в произведения искусства "реальных" деталей, например настоящих зубов и волос в женские статуи. Стиль барокко создал неповторимую ансамблевость, свойственный только ему синтез архитектуры, монументального и декоративно-прикладного искусства. В каждой европейской стране барокко имеет свою специфику при сохранении основных особенностей стиля.
Возрождение, Ренессанс (фр. renaissance - возрождение) - одна из величайших эпох, переломный этап в развитии мирового искусства между средними веками и новым временем. Эпоха Возрождения охватывает XIV- XVI вв. в Италии, XV-XVI вв. в других странах Европы. Свое название - Возрождение (или Ренессанс) - этот период в развитии культуры получил в связи с возрождением интереса к античному искусству. Однако художники этого времени не только копировали старые образцы, но и вкладывали в них качественно новое содержание. Ренессанс не следует считать художественным стилем или направлением, так как в эту эпоху существовали различные художественные стили, направления, течения. Эстетический идеал эпохи Возрождения складывался на основе нового прогрессивного мировоззрения - гуманизма. Реальный мир и человек провозглашались высшей ценностью: Человек - мера всех вещей. Особенно возросла роль творческой личности.
Художники Раннего Возрождения в Италии создали пластически цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира. Систематически изучая натуру, они черпали мотивы из жизненной повседневности, наполняли традиционные религиозные сцены земным содержанием, обращались к сюжетам. Искусство Возрождения, главной темой которого стал человек-герой, постепенно распространилось по всей Италии. В период Высокого Возрождения борьба за идеалы Возрождения приобрела напряженный и героический характер, отражая мечты об освобождении и объединении страны.
Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression - впечатление) - направление в искусстве XIX - начала XX в. Оформилось во Франции после выставки 1874 г., где была показана картина К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце" ("Impression. Soleil levant"). Особенностью работ импрессионистов стало обращение к явлениям обыденной жизни, облику современников, городскому пейзажу, запечатленным в отдельно взятый момент, зафиксированный художником подобно` остановленному кадру на движущейся ленте кинофильма. Импрессионисты создали также новаторскую для своего времени живописную систему. Продолжая вслед за мастерами барбизонской школы работать вне стен ателье, они утвердили в живописи систему пленэра. Стремясь сохранить динамику зрительного восприятия цвета, импрессионисты отказались от сложных тонов, разложив их на основные цвета. Покрывая холст мазками чистой краски, они тем самым добивались смешения этих мазков в восприятии зрителя, создавая иллюзию непрерывно рождающегося и длящегося движения. Мир лишался устойчивости, предметы - четкости очертаний. Они растворялись, будучи погруженными в световоздушную среду, отбрасывая цветные тени. У такой картины не могло быть четко построенной композиции. Она напоминает окно, распахну тое в живую реальность, становится фрагментом реальности. Отсюда - неуравновешенность композиции, ее асимметрия, неожиданные срезы фигур и сложные ракурсы. Импрессионисты окончательно разрушили систему академической картины и подготовили почву для последующего развития неформального искусства. Импрессионизм в скульптуре, одним из основоположников которого является французский мастер Огюст Роден, отличают тенденции, сходные с импрессионизмом в живописи. Здесь также отвергается классическая форма. Материал скульптуры, будь то аморфная глина или твердый мрамор, предстает податливым, текучим. Из его массы на глазах зрителей как бы рождаются живые, трепетные образы. Разнообразные приемы обработки поверхности скульптуры создают богатые возможности для отражения света, включения окружающей среды в орбиту создания художественного образа. В России импрессионизм не оформился столь отчетливое направление, как во Франции.
Классицизм Один из больших стилей европейского искусства XVII - начала XIX в. В качестве художественного образца ориентировался на античное искусство и архитектуру, продолжая тем самым традиции Высокого Возрождения. В основе этики и эстетики классицизма лежит жесткая система ценностей. Человек - часть природы, но вместе с тем ее наиболее высоко организованная часть - венец творения. Возможности человеческого разума безграничны; он познает природу во всех самых сложных ее проявлениях; Разум и воля господствуют в человеке, подчиняя эмоции и "сердечные порывы", концентрируя и направляя личность на выполнение своего долга перед обществом и государством. Установка на строгую систему господствует и в искусстве классицизма с его четкой иерархией жанров, особенно наглядно проявившейся в живописи. Здесь граница проходит между высоким искусством - картинами на религиозные, мифологические, исторические сюжеты и "малыми" жанрами - портретом, пейзажем, натюрмортом, бытовыми сценами. Упорядоченность, нормативность классицизма сказалась также и в разработке устойчивой композиционной и колористической системы решения живописного полотна с обязательным делением на три цветовых и пространственных плана (коричневый - первый, зеленый - средний, голубой - дальний). В отличие от предшествовавшего барокко, для которого характерны контраст, диссонанс, асимметрия, бурное движение, вычурные, необычные формы, классицизм избрал противоположное - гармонию и меру во всем, уравновешенность и симметрию, состояние покоя - статику, предпочтение четких геометрических форм (круг, эллипс, квадрат, прямоугольник). Особенно отчетливо эти принципы проявились в архитектуре, скульптуре, графике.
Кубизм (франц. cubisme, от cube - куб) - течение в европейском искусстве первой четверти XX в. Наибольшее распространение получило во Франции. Начало кубизма относят к 1907 г., когда П. Пикассо выставил свое полотно "Авиньонские девицы". В кубизме подчеркивалась материальность и трехмерность изображения, сведенного к элементарным геометрическим формам - кубу, шару, цилиндру и т. п. Сам термин "кубизм" обязан своим возникновением французскому критику Л. Воселю и появился в 1908 г. Кубисты во многом отталкивались от негритянской скульптуры и творчества П. Сезанна. Первая фаза кубизма (1907-09) получила название "аналитической". В это время в произведениях кубистов предмет "анализировался" - разлагался на простейшие формы и вместе с тем сохранял свою узнаваемость; художник стремился показать предмет со всех сторон. С 1910-11гг. берет начало "синтетический" кубизм. В произведениях этого периода естественные связи предметов распадаются и их составляющие становятся исходным материалом для последующего синтеза, свободных построений. Большое место в кубизме занимала техника коллажа, интерес к фактуре. В эти же годы появилась и кубистическая скульптура. Крупнейшими мастерами кубизма были П. Пикассо, Ж. Брак, X. Грис и др.
Лучизм Течение в русской авангардной живописи, созданное усилиями М. Ф. Ларионова в 1912 г. Теория лучизма была им изложена в брошюре "Лучизм" (1913) и в статье "Лучистская живопись" (1913). Лучизм Ларионова предвосхищал нонфигуративную живопись, беспредметное искусство и одновременно вызывал природные ощущения и ассоциации. Задачей художника, по мнению Ларионова, было выявление формы, возникающей от пересечения лучей, которые исходят от различных предметов. Эти лучи на полотне изображались цветными линиями. Сам Ларионов разделял реалистический лучизм, т. е. сохраняющий связь с предметностью, и лучизм неизобразительный. Лучистские произведения создавала также Н. С. Гончарова. Однако большого живописного направления из лучизма не возникло.
Модерн (франц. moderne - новейший, современный) - художественный стиль, господствовавший в европейском искусстве конца XIX - начала XX в. В разных странах получил различные названия: в России - "модерн", во Франции, Бельгии и Англии - "арнуво", в Германии - "югендстиль", в Австро-Венгрии - "сецессион", в Италии - "либерти" и т. д. Идеологической основой возникновения модерна стали философско-эстетические воззрения Ф. Ницше, А. Бергенсона и др. По мысли его теоретиков, модерн должен был стать стилем жизни нового общества, создать вокруг человека цельную, эстетически насыщенную предметно-пространственную среду. Круг идей модерн зачастую заимствовал у символизма. Однако модерн отличался внутренней противоречивостью: был ориентирован на изысканный, утонченный вкус, поддерживал принципы "искусства для искусства" и в то же время стремился к обслуживанию и "воспитанию" массового потребителя. Исключительное значение в модерне имели особые принципы формообразования. Они заключались в уподоблении природным, органическим формам и структурам. Значительное место в художественной практике модерна занимал орнамент, особенно растительный. В числе излюбленных модерном орнаментальных и изобразительных мотивов - маки, лилии, ирисы и другие растения, лебеди, извивающиеся ящерицы и змеи, мотив волны, танца, а также образ женщины с распущенными волосами. Цветовая гамма модерна - преимущественно холодных, блеклых тонов. Модерн охватил все виды пластических искусств - архитектуру, живопись, графику, декоративно-прикладное и театрально-декорационное искусство. Для живописи модерна характерно подчеркнутое декоративное начало, работа пятном и исключительная роль плавных линий и контуров. Небывалого расцвета достигли в эпоху модерна графические искусства: книжная и журнальная графика, плакат и др. Архитектура модерна тяготела к нескольким типологическим вариантам сооружений: небольшой особняк, многоквартирный доходный дом и общественное здание. Для архитектуры эпохи модерна характерны свободная композиция объемов, плавность, текучесть линий, использование в декоре разнообразных материалов, различных по фактуре и цвету, и т. п. Модерн стремился к осуществлению художественного синтеза в самых разных областях. Большое распространение получили идеи создания единой художественно оформленной предметно-бытовой среды. Отличительной чертой эпохи модерна был программный универсализм художников, занимавшихся самыми разнообразными видами художественной деятельности.
Модернизм (франц. modernisme, от moderne - новейший, современный) - общее название для целого ряда разнородных художественных явлений XX в., опирающихся на принципиально новую систему художественных ценностей, по сравнению со старым, традиционным искусством. Модернистскими течениями являются кубизм, экспрессионизм, сюрреализм, абстрактное искусство и т. п. Отрицая обязательную изобразительность в искусстве, сосредоточиваясь на формальных художественных проблемах, модернизм стремится к созданию посредством искусства новой реальности, не имеющей прямых аналогов в окружающей действительности. Модернизм проявился как в пластических искусствах, так и в литературе, кино, театре и т. п. Вместе с тем в современном искусствознании не существует единой точки зрения относительно содержания понятия "модернизм" и его временных границ. Термин "модернизм" относят иногда только к довоенной культуре, а иногда распространяют на всю современную художественную ситуацию.
Пуантилизм (от французского pointiller – «писать точками», пуантилизм – от французского pointel – «письмо точками»). Пуантилизм является одним из интереснейших и необычных направлений живописи. Это такая манера письма картин раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Художники, нанося на холст чистые краски, рассчитывали на оптическое смешение цветов в глазу зрителя, и им это удавалось.Основоположником стиля явился Жорж Сера, положивший в его основу теорию цвета и оптику. Известными пуантилистами были также Синьяк и Балла. Пуантилизм — живописный метод, возникший на переходе живописи к стадии постимпрессионизма.
Реализм от позднелат. геalis — вещественный, действительный.
В искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В более узком смысле термин "реализм" (впервые появившийся в эстетической мысли Франции в середине 19 в.) в области изобразительного искусства применяется к художественным явлениям, возникшим в 17—18 вв. и достигшим полного раскрытия в критическом реализме 19 в. В этом смысле отличительной особенностью реализма является обращение искусства к непосредственно изображению повседневной жизни людей, лишённому какой-либо религиозной или мифологической сюжетной мотивировки. В России в 1-й пол. 19 в. тенденции реализма присущи портретам К. П. Брюллова, О. А. Кипренского и В. А. Тропинина, картинам на темы крестьянского быта А. Г. Венецианова, пейзажам С. Ф. Щедрина. Утверждение реализма в русском искусстве 2-й половины 19 в. неразрывно связано с подъёмом демократической общественной мысли. Пристальное изучение натуры, глубокий интерес к жизни и судьбе народа сочетаются здесь с обличением буржуазно-крепостнического строя.
Сюрреализм (фр. surrealisme - сверхреализм) - направление в литературе и искусстве 20 века, сложившееся в 1920-х годах. Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрреализм скоро стал международным направлением. Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и др.). Сюрреализм в живописи развивался по двум направлениям. Одни художники вводили бессознательное начало в процесс создания живописных полотен, в которых преобладали свободно текущие образы, произвольные формы, переходящие в абстракцию (Макс Эрнст, А. Масон, Миро, Арп). Другое направление, которое возглавлял Сальвадор Дали, основывалось на иллюзорной точности воспроизведения ирреального образа, возникающего в подсознании. Его картины отличаются тщательной манерой письма, точной передачей светотени, перспективы, что характерно для академической живописи. Главной целью сюрреалистов было через бессознательное подняться над ограниченностью как материального, так и идеального мира, продолжить бунтарство против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации. Художники этого направления хотели создать на своих полотнах реальность, не отражающую действительность, подсказанную подсознанием, но на практике это порой выливалось в создание патологически отталкивающих образов, эклектику и китч. Отдельные интересные находки сюрреалистов использовались в коммерческих областях декоративного искусства, например оптические иллюзии, позволяющие видеть на одной картине два различных изображения или сюжета в зависимости от направления взгляда. В это же время художники обратились к имитации черт первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных.
Фовизм (фр.fauvе - дикий, хищный) - авангардистское эстетическое течение, возникшее во Франции в 1905 г., особенностями которого были интенсивные цвета, колористические контрасты, обобщенные формы, плоскостной композиционный строй (представители: А. Матисс, К. Ван Донген, М. Вламинк, А. Дерен). Когда на парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна экспериментировавших художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков заклеймил авторов словом les fauves - "дикие звери". Случайное высказывание вошло в историю, закрепившись как название за течением. Художественной манере фовистов были свойственны стихийная динамичность мазка, стремление к эмоциональной силе художественного выражения, яркий колорит, пронзительная чистота и резкие контрасты цвета, интенсивность открытого локального цвета, острота ритма. Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. Характеризуется предельно интенсивным звучанием открытых цветов, сопоставлением контрастных хроматических плоскостей, сведением формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Группа заявила о себе на парижских выставках 1905-1907 гг., однако вскоре объединение распалось, и творческие пути участников разошлись. Название направление отражает реакцию современников на поразившую их экзальтацию цвета, "дикую" выразительность красок.
Футуризм (лат. futurum - будущее) - одно из авангардистских течений начала XX в. Наибольшее распространение получил в поэзии и живописи Италии и России. В своих манифестах и декларациях футуристы провозглашали целью создание "искусства будущего", отрицая обветшавшее, по их мнению, художественное наследие прошлых эпох. Новые эстетические ценности должны быть направлены на развитие технократического общества, составляющими признаками которого станут машины, механизмы, всевозможные инженерные схемы, конструкции и т. д. Темой футуристических полотен становится мир, пропущенный через призму современного сознания и измененный до неузнаваемости. Высшим принципом здесь выступает движение: "Все двигается, бежит, все быстро трансформируется... предметы множатся, деформируются..." - записано в манифесте футуристов. Наиболее жестким, провозглашавшим культ силы и крайнего индивидуализма творческой личности был итальянский футуризм. В России футуризм не оформился в единое целостное направление.
Экспрессионизм (лат. expressio - выражение) - одно из левых направлений в европейском искусстве и литературе середины 1900- 20-х гг. Возник как осмысление в художественных образах социальных катаклизмов начала XX в. - Первой мировой войны и революционных потрясений. Девиз экспрессионистов - "от изображения к выражению". Свои переживания они передавали в крайне субъективных формах, намеренно отказавшись от идеализации и фотографического воспроизведения действительности. Основные приемы экспрессионистов - гротеск, заостренная выразительность, переходящая в деформацию, пластические смещения формы, насыщенная, часто контрастная цветовая гамма. Своими предшественниками экспрессионисты считали В. Ван Гога, Э. Мунка, Дж. Энсо-ра, Ф. Ходлера, других мастеров. Термин "экспрессионизм" был введен в обиход в 1911 г. в Германии. Ярче всего принципы это го направления проявились в немецкой и австрийской живописи, особенно в работах на антивоенные темы (Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дике, О. Нагель и др.). Помимо Германии и Австрии, экспрессионизм получил распространение в культуре Бельгии, Скандинавских стран и стран Восточной Европы.