Рисунок совы углем с фотографии.
Обычно я рисую портреты чаще чем другие темы, уделяя особое внимание глазам. Глаза определяют и характеризуют работу или портят её. В этом уроке я хотела бы остановиться на портретной части, т.е. на взгляде совы.
Если вы готовы попробовать новые материалы, чувствуйте себя свободными в выборе любого обьекта, который вам по душе. В действительности я хочу продемонстрировать только технику и материалы - предмет моего рисунка (сова) не важен для обсуждаемой темы.
фото:
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
Бумага.
Я начну с бумаги, которая наилучшим образом отвечает требованиям рисования мелом и углем - т.е. бумага для рисунков пастелью. В карандашном рисунке меня всегда раздражает переход от белой поверхности к тёмным тонам безо всякого отношения к уровня тонировки (если, конечно, вы не имеете перед собой один из тех графиков перехода от белого к чёрному). Тонированная (цветная) бумага даёт вам тот дополнительный тон, который позволяет заботиться больше об игре свете и тени, без которых не стоит и браться за рисунок.
Уголь.
Уголь - замечательное средство для рисования. Он не только многопланов, дёшев и удобен для начинающих (по причине, которую я обьясню чуть ниже), но так же зарекомендовавшее себя как прекрасное профессиональное средство, которым можно создавать необыкновенно деталированные рисунки.
Если вы сравнительно новый человек в искусстве и до сих пор работали только с карандашём, то сейчас самое время попробовать уголь. Уголь легко исправляется и стирается, требует меньше деталировки и, давая сильный штрих, не требует точных краёв.
Угольная пудра.
Я всегда ищу пути экономии времени, и прекрасное средство для этого - угольная пудра, которую я получаю, стирая угольный карандаш о наждачную шкурку. Полученную таким образом пудру я держу в отдельной маленькой ёмкости. Для работы с угольной пудрой я использую шарики ваты, которыми очень быстро наращиваю тональность. В данной работе этот приём используется для создания перьев совы в течении минут, если не секунд.
Угольный карандаш.
Угольнуй карандаш не обязателен. Я буду изредка использовать его в данной работе, однако карандаш даёт большую аккуратность и жёсткость линий. Зачастую его труднее убрать и исправить, чем уголь. В принципе, хорошо заточенный уголь делает ту-же самую работу.
Мелок.
Мелок в работе очень похож на уголь. Я применяю белый мелок в 3-х формах: мелковый стержень в ручке (работает как уголь, но менее хрупкий) - таким мелком очень удобно создавать общие длиннуе линии. Я также применяю меловую пудру, используя ватные шарики (никогда не используйте ватные шарики для угля и для мелковой пудры, т.к. вы рискуете засорить свой белый цвет). Я также имею мелок в форме карандаша, который, строго говоря, не мелок, а пастель.
Ватные шарики.
Как уже упоминалось выше, я предпочитаю держать один ватный шарик для угольной пудры и второй для мелка. Иногда я тонирую, работая пальцем, однако палец - не очень точный инструмент. Ватный шарик дает очень чувствительное касание, которым можно нежно проложить основные тона, окуная вату в порошок (уголь или мелок) и затем нанося цвет на бумагу.
Инструменты:
РИСУНОК:
Мой личный подход, хотя он и меняется от рисунка к рисунку, фокусируется на одной области - проработать её правильно, двигаясь к следующей зоне. Глаза будут бесспорно фокальным центром в этой работе. Они займут основную массу времени, жёсткими линиями контрастируя с мягкостью перьев.
Уголь очень удобен в работе - если вы проложили некоторые линии которые, как вам кажется, в неправильных местах, даже резинка вам может не понадобиться - чистый палец вполне может выполнить эту работу.
Я начинаю работу с доминирующего глаза совы. Хрупкий уголь крошится о шероховатости бумаги и ложится очень чёрным цветом. Чтобы достичь более светлых оттенков, растирка - лучший путь. Ипользуйте любой инструмент - палец, вату, салфетку и т.д., убирая чёрный в любую градацию серого, которая вам необходима, заполняя также текстуру бумаги.
Как только я размечаю глаз, я беру ватный шарик и очень лёгкими движениями убираю жёсткие края до тех пор, пока у меня не остаётся очень мягкий контур. Затем я переосмысливаю фотографию, определяя наиболее тёмные зоны и жёсткие контуры, продолжая наносить их один за другим. В то-же время мел используется чтобы проложить некоторые блики. Я также использую резинку, чтобы разбить одинаковую тональность радужной оболочки зрачка, отражющего елементы окружающего мира.
С более-менее завершённой фокальной точкой, я не стремлюсь к прорисовке каждого пера в отдельности (не только из-за времени). Я добиваюсь более выразительной (импрессионистской) техники. Ватные шарики делают работу очень хорошо и быстро - окунайте их в пудру, наносите на бумагу и следуйте тональности вашей исходной фотографии. Чем больше угольной пудры на вате, тем темнее тональность. Вы всегда можете использовать чистый участок ваты, высветляя необходимые участки (или просто использовать палец или резинку). Как только мягкие тона лобных участков на месте, я использую белый карандаш, чтобы уловить свет и мелкими штрихами проложить намёк на перья. Второй глаз прорисовывается таким же образом, как и первый, но, так как он не в фокусе, я растираю немного больше, удостоверяясь, чтобы не оставалось жёстких краёв.
Светлые зоны прокладываются таким же образом, как и тёмные. Я использую ватные шарики, окуная их в меловую пудру и нанося мел на бумагу. Для увеличения интенсивности белого я использую мелок или белый карандаш.
Как только глаза прорисованы, завершение рисунка занимает несколько минут исключительно используя ватные шарики с мелом или углем, создавая очень мягкие зоны, могущие предполагать перья. То тут то там я наношу маленькие чёртчки углем или мелом, показывая мягкие края перьев.
Рисунок углем - быстрый и приносящий массу удовольствия. Наибольшая проблема - это хранение вашей законченной работы. Я могу порекомендовать фиксирующий спрей и кальку поверх вашей работы на то время, пока она хранится.
Законченная работа: