Рисуем анатомически правильно
Чтобы рисовать фигуру человека анатомически правильно, нужно знать строение скелета, мышц и сухожилий. Есть среди художников счастливчики, которые учились в медицинских институтах, где преподают данную дисциплину. Но что делать остальным? Конечно, можно пойти в художественную школу, но насколько я знаю далеко не все (в т.ч. и я) там бывали. Как вариант остается самостоятельное изучение анатомии, что довольно не просто, но осуществимо.
Рекомендую приобрести книгу Джованни Чиварди "Художественный образ в анатомическом рисовании" и использовать ее как справочный материал при рисовании, а я в свою очередь дам несколько советов, способных значительно облегчит ваш труд.
Человек из шариков
Всегда лучше начинать с простого и постепенно переходить к сложному. Этот принцип я предлагаю использовать и при построении анатомии.
Человеческое тело условно можно разбить на множество форм шарообразной формы, соединяя их простыми линиями, вы добьетесь нужного результата.
Шаг 1
Как правило, я начинаю с грудной клетки и таза. Далее дорисовываю плечевые суставы и соединяю их с грудной клеткой. Не забывайте про ключицы, их положение зависит от положения плеч. Механика здесь не сложная: они лишь немного сдвигаются вверх-вниз и вперед-назад, следуя за плечевым суставом.
Шаг 2
Далее – голова и плечи. Соблюдайте пропорции! Очень часто голову рисуют меньше размером, чем она есть на самом деле. Плечо формируется группой мышц: дельтовидная – закрывает плечевой сустав (1), бицепс спереди (2) и трицепс сзади (3) охватывают плечевую кость. Помните, что если плечи не приподняты вверх, то локтевой сустав должен почти касаться верха таза.
Соедините формы, как показано на рисунке ниже, не забудьте о существовании трапециевидной мышцы шеи (4).
Шаг 3
Нарисуем предплечье и кисть. Для предплечья я рисую кружки, обозначающие локтевой сустав и запястье, и соединяю их линиями. Всё довольно просто.
С кистью всё гораздо сложнее. Очень много косточек, еще больше вариантов их расположения. Для этого можно отвести отдельный урок, но я постараюсь объяснить основное.
Итак, основа кисти – ладонь, представляет собой форму в виде круга. Обозначьте на ней основания пальцев. Теперь рисуйте сами пальцы. Нам повезло! У нас две руки, а значит, что всегда можно посмотреть правильное положение пальцев. На всякий случай напомню, у каждого пальца, за исключением большого, три фаланги.
Шаг 4
Нижние конечности. Рисуя бедро, я определяю положение колена и провожу линии от него к тазу. Бедро формируется прямой мышцей бедра (1) и бицепсом бедра (2) [замечу, что мышц гораздо больше, чем те о которых я упоминаю, но перечислять их все не имеет смысла, я лишь потрачу свое и ваше время]. Для голени я рисую овал определяющий двуглавые мышцы голени (3), кружком обозначаю лодыжку и провожу две линии соединяя тем самым овал и кружок. Помните, что двуглавые мышцы находятся сзади голени, а спереди ее формирует большая берцовая кость (4), которая чуть вогнута внутрь.
Шаг 5
Ступня состоит, опять же, из двух кружков – это пятка и основание пальцев. Соедините их линиями, как на рисунке ниже и добавьте пальцы (5 штук)
Обратите внимание на расположение костей лодыжки (латеральная лодыжка – снаружи стопы и медиальная – внутри).
Заключение
В этом уроке я попыталась передать основные моменты метода построения анатомии, которым пользуюсь я сама. Надеюсь, вам это послужит хорошей отправной точкой для изучения анатомии человека. Удачи!