С чего нужно начинать учиться рисовать?

 

Учиться рисованию нужно начиная с простейших предметов, постепенно приобретая навыки и опыт и переходя далее к рисова­нию более сложных предметов. Важно помнить, что для того, что­бы изобразить какой-нибудь предмет, нужно как следует рассмот­реть его со всех сторон, то есть спереди, сбоку и сверху — это назы­вается «в трёх измерениях». Расстояние до рассматриваемого пред­мета должно равняться его высоте, умноженной на три.

Такое расположение позволит легче определить пропорции изображаемого предмета, а также увидеть форму в целом.

Лист бумаги, на котором будут рисовать, нужно расположить на расстоянии вытянутой руки рисующего.

Предмет (он у художников называется «модель») нужно сначала хорошенько рассмотреть и определить его общие формы.

Чтобы создать правильный и красивый рисунок, нужно знать четыре этапа его построения:

 

1. Правильное размещение всех предметов или частей предме­та на листе бумаги (композиция рисунка).

2. Пространственные изменения предметов (дальний и ближ­ний планы).

3. Определение пропорций, соответствующих натуре (отноше­ние частей к целому).

4. Передача светотени средствами тональной штриховки.

 

 

Цветоведение

 

Всем известно, что предметы бывают разных цветов и оттенков. Например, лимон жёлтый, а тыква оранжевая, огурец зелёный, а вишня — красная. Но чистых цветов всего три. Остальные цвета называются производными, или составными.

 

Наука об изучении цвета называется цветоведением. Цветове-дение должен знать каждый художник, иначе он не сможет нари­совать хорошую картину.

 

Основные цвета: жёлтый, красный и синий.

 

3

Смешивая основные цвета, мы получаем новые, которые назы­ваются составными.

 

3 2

 

То есть, смешав жёлтый с синим, мы получим зелёный цвет, а красный с жёлтым — оранжевый.

 

3 3

 

Посмотрим на таблицу и узнаем, как получить другие цвета

 

 

3 4

 

 

 

А можно ли получить красный, синий и желтый, смешивая другие цвета? Красный, синий и желтый цвет нельзя получить, смешивая другие. потому их и называют основными цветами. Без них никак нельзя обойтись; а все остальные цвета, которые можно составить из основных, смешивая один с другим, называются составными. 

 

Если разбавлять краски водой, то тон их будет бледнее, то есть из красного получится бледно-красный, то есть розовый, из сине­го — бледно-синий, то есть голубой, а из жёлтого — бледно-жёлтый, то есть лимонный цвет. Чем больше воды добавить в краску, тем светлее будет тон. Эти светлые тона красок называются оттен­ками, или полутонами.

 

3 5

 

 

Получить различные оттенки можно и другим путём — добав­ляя в краски белила (т.е. белую краску).

 

Рассмотрим цветовые отенки основных цветов

 

3 6

 

 

Очень много оттенков можно получить и другим способом — на­пример, если количество одной краски увеличить, а другой умень­шить.

 

 

3 7

 

 

Кроме того, существуют ещё три нейтральных цвета: белый, серый и чёрный.

 

3 8

 

 

Есть ещё цвета, которые называются контрастными. Это три пары цветов.

 

3 9

 

Эти цвета придают яркость друг другу, и сочетание этих пар счи­тается гармоничным.

 

Для того чтобы передать глубину цвета в рисунке и объём нари­сованного предмета, художники пользуются приёмом «близкий — дальний цвета». Близкими к зрителю всегда кажутся более яркие (насыщенные) и светлые цвета, и, наоборот, тёмные цвета кажут­ся более удалёнными (дальними). Например, ярко-красный цвет будет казаться ближе коричневого цвета.

 

3 11

 

Если в зеленом будет преобладать жёлтый цвет, то он будет приближаться к теплым тонам. Кроме того, известно, что различные цвета по-разному влияют на наше настроение. Они могут вызывать радость, печаль, тревогу.

 

 

 

Перспективное построение рисунка

 

В основе построения учебного и академического рисунка лежит линейная, тоновая или воздушная, а также аксонометрическая перспектива. Прямая линейная перспектива - способ изображения пространственных фигур на плоскости с помощью центрического проектирования. Центр перспективно сокращающихся линий расположен в глубине листа, на линии горизонта, находящейся на уровне глаз рисовальщика.Она может быть высокой или низкой в зависимости от выбранной точки зрения. Изображенные на плоскости фигуры размещены так, что крайние от них линии, удаляясь, сходятся в точке пересечения. Прямая линейная перспектива позволяет передать глубину пространства изображения, придать частям правильные пропорциональные соотношения, соотнести ракурсное сокращение предметов в зависимости от специфики их зрительного плоскостного восприятия.

 

С помощью одной линии можно изобразить предмет в пространстве - выходящий ближний объем выделяется более четкой и контрастной линией, по мере удаления объемов линии становятся мягче и светлее.

 

Удаление предметов, уменьшение их размеров при удалении, характер ракурсного сокращения, пересечение в композиционном и перспективном центре основных горизонталей, вертикалей и диагоналей - все должно соответствовать законам прямой перспективы.

 

Тоновая перспектива создает пространство с помощью тона: ближняя форма - то, что спереди, - выделяется с помощью контраста и более плотного тона, дальняя сознательно списывается (трактуется иначе).

Линейная перспектива позволяет передать на плоскости объемную форму предмета в любом ракурсе  или перспективном сокращении. Линейно-конструктивное построение предмета на плоскости вновь возвращает художника  к его умению видеть: это умение видеть предмет "насквозь".

 

1